- да ничем пока. работу сдали, теперь ждем "обратку"
СИМа
Сообщения: 3604
Добавлено:
Ср, 06 Фев 2008 08:59
ВТО обнародовала обязательства Украины при вступлении в организацию 06.02.2008 07:30
Украина будет осуществлять контроль цен в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО) и учитывать интересы ее членов, которые занимаются экспортом, говорится в пресс-релизе ВТО во вторник, в котором обнародованы основные обязательства Киева, взятые при вступлении в эту организацию.
Согласно ему, после вступления Украина не будет устанавливать обязательные минимальные цены на импортируемые товары и продолжит публиковать список товаров и услуг, цены на которые устанавливаются правительством.
Как отмечается в пресс-релизе, все сборы на железнодорожные перевозки будут устанавливаться на недискриминационной основе.
Киев также обязался, что после вступления в ВТО торговая деятельность госпредприятий Украины будет полностью согласовываться с условиями этой организации, а все госпредприятия будут работать на коммерческой основе. Помимо того в течение одного года после вступления Украина будет предоставлять информацию ВТО о деятельности этих компаний, а также регулярно составлять доклады для членов ВТО о развитии программы приватизации.
Согласно сообщению, Украина будет централизованно вводить условия ВТО и протокол вступления на всей территории и обеспечивать правом обращения в независимый трибунал относительно административных норм по делам ВТО.
В сфере прав торговли Киев обязался, что плата за регистрацию медикаментов, пестицидов, сельскохозяйственных химикатов, а также плата за получение лицензий на экспорт и импорт алкогольных напитков и табачных изделий будет устанавливаться с требованиями ВТО и будет соответствовать уровню стоимости предоставленных услуг.
От физических лиц и компаний, желающих производить экспорт или импорт, не будет требоваться физическое присутствие или наличие инвестиций в Украине. Им необходимо будет только зарегистрироваться в соответствующих органах, говорится в документе.
Согласно ему, оплата и сборы за предоставленные услуги Украина будет устанавливать в соответствии с нормами ВТО и предоставлять данную информацию членам ВТО по требованию, а внутренние налоги на товары, импортируемые странами-членами ВТО, будут устанавливаться на недискриминационной основе.
Киев также взял обязательство, что после вступления Украина отменит и не будет устанавливать количественные ограничения на импорт либо другие нетарифные меры, которые не предусмотрены соглашением ВТО.
В частности, Украина не будет вводить запрет на мясную продукцию, если это не согласовано нормами ВТО, и будет устанавливать прозрачные и научно обоснованные стандарты на торговлю данной продукцией.
Помимо того Украина отменит запрет на импорт автобусов, грузовиков и машин старше восьми лет.
Согласно документу, Киев введет процедуру получения лицензий на импорт согласно с нормами ВТО и после вступления в эту организацию полностью внедрит оговоренные соглашение по определению таможенной стоимости и правила сертификации продукции.
Оговорено также, что больше не будет требоваться мнение эксперта из коммерческой палаты относительно классификации товаров, чтобы получить лицензию на импорт или экспорт, а если будут вводиться специальные проверки перед транспортировкой товара, они будут временными и будут согласовываться с нормами ВТО.
В части антидемпинговых обязательств и гарантий Украина должна будет внести изменения в торговое законодательство, чтобы оно было согласовано с нормами ВТО.
Помимо того Киев обязался сократить экспортные пошлины на лом черных и цветных металлов, семечки, кожу, крупный рогатый скот, а также с даты вступления не устанавливать обязательные минимальные цены на экспорт. Одновременно меры по ограничению экспорта, включая требования по его лицензированию, будут устанавливаться только согласно нормам ВТО.
После вступления будет также отменен запрет на экспорт лома цветных металлов, а также экспортные ограничения на зерно. Кроме того, будет отменен запрет на экспорт драгоценных металлов и камней, кроме золота, серебра и бриллиантов.
В сфере промышленной политики и субсидий после вступления Украина отменит все субсидии экспорта и импортозамещения.
В части технических границ торговли, говорится в документе, Киев согласует технические барьеры торговли после вступления в ВТО.
Помимо того Украина обязалась следовать, в первую очередь, международным, а не национальным и региональным стандартам. Все национальные и региональные стандарты будут добровольными, кроме тех, которые относятся к защите интересов национальной безопасности, к предотвращению махинаций, защите жизни и здоровья людей, животных и растений, а также окружающей среды согласно техническим нормам. Технические нормы Украины будут основаны на соответствующих международных стандартах.
Технические нормы Украины, относящиеся к сроку хранения рыбы, будут согласованы с нормативами Продовольственного Кодекса, говорится в документе.
Согласно ему Украина сократит количество товаров, подлежащих обязательной сертификации третьего типа, и предоставит ВТО пересмотренный список до 31 января 2012 года.
В сфере санитарии и фитосанитарии Киев обязался согласовывать свои действия с санитарными и фитосанитарными нормами и определять рамки ответственности наблюдательных и контролирующих органов в данной сфере. В частности, Украина не будет блокировать импорт мясных продуктов, обработанных гормонами.
В сфере соглашения о торговых аспектах инвестиционных мер с даты вступления в ВТО Украина не будет поддерживать меры, которые противоречат данному соглашению.
В сообщении отмечается, что свободные зоны будут устанавливаться в соответствии с нормами ВТО.
В части государственных закупок Киев после вступления станет наблюдателем в многостороннем соглашении о госзакупках и начнет переговоры о подписании данного соглашения.
В сфере гражданской авиации Украина подпишет многостороннее соглашение о гражданской авиации в 2010 году, отмечается в сообщении.
Помимо того после вступления в ВТО Киев должен полностью внедрить условия соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Trade-Related Aspects of Intellectual Property).
Украина также обязалась предоставить ВТО уведомления и копии соглашений обо всех зонах свободной торговли и таможенных союзах, в которые входит.
_________________ "...чтобы побеждало зло, достаточно добрым людям ничего не делать". 100% - все зависит от нас, от нашей позиции и отношения к происходящему.
СИМа
Сообщения: 3604
Добавлено:
Пн, 03 Мар 2008 11:38
Истек срок ультиматума Украине: Газпром закрутил газовый вентиль
Видео 1
Сегодня в 10:00 мск истек очередной срок ультиматума Газпрома Украине, согласно которому с этого момента холдинг сокращает поставки газа на Украину на 25%, т.к. не найден компромисс по ряду спорных вопросов, в частности о газовом долге Киева.
По данным Газпрома, его переговоры с украинской стороной, прошедшие 28-29 февраля 2008г., оказались безрезультатными. Концерн дал распоряжение своим "дочкам" о сокращении с 10:00 мск 3 марта 2008г. поставок газа на Украину. Еврокомиссия и европейские партнеры газового холдинга предупреждены о складывающейся ситуации.
Как сообщил официальный представитель компании Сергей Куприянов, Газпром уже начал сокращение поставок. По его словам, "для обеспечения своих экономических интересов Газпром сегодня в 10:00 мск сократил поставки газа на Украину на 25%". В частности, подача газа на газоизмерительную станцию (ГИС) "Мозыр" сокращена на 16 млн куб. м в сутки, на ГИС "Суджи" - на 24 млн куб. м в сутки. Таким образом, общее сокращение поставок газа на Украину составляет 40 млн куб. м ежесуточно. С.Куприянов отметил, что мощности Газпрома работают в штатном режиме, поставка газа европейским потребителям "остается и будет оставаться в полном объеме".
Представитель Газпрома пояснил, что сокращение поставок на Украину связано с неурегулированием нескольких спорных вопросов между Газпромом и Украиной. Он напомнил, что стороны ведут переговоры на протяжении нескольких недель, однако до сих пор не урегулировали вопрос газовой задолженности и оформления поставок российского газа в страну, не подписаны соответствующие контракты на газ. В настоящее время, по данным С.Куприянова, на Украине осело 1,9 млрд куб. м газа без контракта на сумму около 600 млн долл. При этом неоформленное потребление газа на Украине продолжается.
"Поставлять газ без оплаты мы не можем и не должны", - подчеркнул он. Кроме того, до сих пор не подписано соглашение, регулирующее дальнейшие газовые отношения Газпрома и Украины. При этом представитель Газпрома подчеркнул, что газовый холдинг "готов к продолжению переговоров с украинской стороной".
12 февраля 2008г. при вмешательстве президентов РФ и Украины Газпром и "Нефтегаз Украины" разрешили очередной газовый конфликт, чтобы избежать обещанного газовым холдингом на этот день сокращения поставок газа. Стороны тогда договорились изменить схему поставок, создав новые совместные предприятия для импорта газа и сбыта внутри страны (вместо существующих "УкрГаз-Энерго" и RosUkrEnergo), а также согласовали вопрос погашения Украиной долгов за поставленный газ в 2007-2008гг. Однако 26 февраля 2008г. Газпром снова перешел в отношениях с Украиной на язык ультиматума, заявив, что в случае неурегулирования всех спорных вопросов (в частности, с долгами) и неподписания необходимых документов сократит с 10:00 мск 3 марта поставки газа на Украину на 25%. Этой угрозе предшествовал разговор президентов России и Украины, после которого украинский президент Виктор Ющенко поручил главе правительства Юлии Тимошенко незамедлительно решить вопросы с погашением задолженности Украины за поставленный газ и подписание всего пакета документов с РФ по новой схеме работы, которые Газпром направил украинской стороне еще 14 февраля.
Газпром считает, что "Нефтегаз Украины" должен оплатить долг за 2007г. в размере 1,072 млрд долл., а также российский газ, который идет в страну с января 2008г. взамен выпадающих объемов азиатского (он более дорогой - 314,7 долл. за 1 тыс. куб. м по сравнению со 179,5 долл. за азиатский), на 26 февраля поставлено 1,9 млрд куб. м российского сырья на сумму 600 млн долл. "Нефтегаз Украины" 27 февраля сообщил, что перечислил 760 млн долл. (3,87 млрд грн) в счет долга и заявил об отсутствии задолженности. Сейчас стороны спорят о том, считать ли погашенными еще 270 млн долл. (1,37 млрд грн), которые "Нефтегаз Украины" списал на счет будущих дивидендов от деятельности "УкрГаз-Энерго". Кроме того, Украина не признает получение в 2008г. российского газа, но продолжает потреблять.
03 марта 2008г.
_________________ "...чтобы побеждало зло, достаточно добрым людям ничего не делать". 100% - все зависит от нас, от нашей позиции и отношения к происходящему.
СИМа
Сообщения: 3604
Добавлено:
Пн, 03 Мар 2008 11:41
Что то день сегодня с утра дурной, как будто пятница 13, со всех сторон одно ... к нашему берегу плывет. С утра 7 негативных новостей (одна хуже другой), и одна так себе
_________________ "...чтобы побеждало зло, достаточно добрым людям ничего не делать". 100% - все зависит от нас, от нашей позиции и отношения к происходящему.
Подписка: для юридических лиц — индекс 23103; для физических лиц — индекс 23104.
Адрес редакции: 01135, г. Киев, ул. Павловская, 29.
Телефон: 502-02-20, факс: 502-02-20, эл. почта: dsnews@dsnews.ua
skiff Неформальный лидер
Возраст: 54
Сообщения: 2964
Откуда: Бровари
Добавлено:
Пн, 24 Мар 2008 18:23
Статья меня возмутила! Эта Ормоцадзе и иже с ней просто заработала денег на клевете!
_________________ Рабів до раю не пускають! Богу - душа, життя - Україні, честь - для себе!
rudge
Сообщения: 4973
Добавлено:
Пн, 07 Апр 2008 15:56
Информация к размышлению. (Штирлиц)
Особенно когда цениш ЦИК
Украина досрочно выполнила план по инфляции
07.04.2008 16:27 | Ведомости
Рост потребительских цен на Украине за I квартал 2008 г. составил 9,7% и уже превысил официальный правительственный прогноз на весь год — 9,6%.
В начале февраля 2008 г. премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявляла в одном из своих телеинтервью, что увеличения инфляции в этом году не будет. Но в марте рост цен резко ускорился, составив 3,8% против 2,7% в феврале и 2,9% в январе, сообщил Госкомстат Украины. Таким образом, за последние 12 месяцев инфляция составила 26,2%. А за январь-март потребительские цены выросли на 9,7%, при том, что за тот же период прошлого года рост был только на 1,3%.
Значительный вклад в инфляцию внесло топливо на базе нефтепродуктов, подорожавшее за год более чем на 50% (за январь-март — на 8,2% ). А вот рост цен на газ и электричество для населения был нулевым. Энерготарифы для конечных потребителей жестко регулируются государством, поясняет Александр Вальчишин из ING Украина.
Как и во многих странах, подорожали продукты — на 42,5% по сравнению с мартом прошлого года. На хлеб, фрукты, овощи, масло, молоко и яйца цены росли особенно быстро (например, фрукты за 12 месяцев подорожали вдвое, а хлеб — на 40% ). За январь-март 2008 г. рост цен на продовольствие составил 5,8%.
Такое ускорение инфляции в марте вызвано еще и реакцией населения на неопределенность на валютном рынке, считает Вальчишин. «Весь март люди активно избавлялось от доллара», — поделился он наблюдениями. Рост денежной массы в марте также ускорился и составил 52% (по отношению к марту 2007 г.), говорит аналитик. Политика «дорогих денег» Нацбанка в феврале-марте нивелировалась поддержанием стабильного курса: банк активно выкупал валюту с рынка, говорит Вальчишин. По его оценкам, к концу года инфляция на Украине может составить 18-20%. Итог 2007 г. — 16,6%.
Ольга Кувшинова
_________________ Век живи век учись, а ...................
Самая большая ошибка это боязнь совершить ее!
Афоризм
... Если вы хотите завести себе кровных врагов - возьмитесь с друзьями за общее дело ...
В области оценочного консалтинга, в отличие от других направлений рынка консультационных услуг, существуют и специфические особенности, которые связаны с конфликтностью оценочной деятельности.
По словам Михаила Зельдина, оценщик всегда находится на «стыке интересов» и пытается найти компромисс. Банки хотят, чтобы имущество оценили дешевле (за счет этого они снизят свои риски), а заемщик, наоборот, пытается убедить оценщика оценить объект дороже. Похожая ситуация наблюдается и в сфере оценки госсобственности. «Государство стремится продать имущество по более высокой цене, а покупатели ищут возможность занизить стоимость», - отметил он.
Но эти конфликты решаемы. Грамотный оценщик почти всегда сможет найти компромиссный вариант, устраивающий обе стороны.
_________________ "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому" М.Ломоносов
zanoza Spammer
Сообщения: 12986
Добавлено:
Вт, 08 Апр 2008 10:25
да ничего. просто еще статья.
русские, впрочем, не скрывают, что смысл работы оценщика сводится к "компромиссу"
rudge
Сообщения: 4973
Добавлено:
Чт, 10 Апр 2008 22:04
Кому достались цеха «Арсенала» ДЕЛО
09.04.2008
За незаконную приватизацию на киевском заводе «Арсенал» под статью могут пойти несколько высоких чиновников фонда госимущества.
С их помощью казенное предприятие лишилось более двух тысяч квадратных метров, которые отошли в собственность малоизвестных коммерческих фирм. По экспертным оценкам, в результате сделки государство недополучило более пяти миллионов долларов. Генпрокуратура уже возбудила против должностных лиц ФГИУ уголовное дело.
...............
..............
Опять же в один день, 19 июля 2006 года, замглавы ФГИУ Дмитрий Парфененко подписал два договора купли-продажи. «ДЕЛО» располагает контрактом, по которому «Ольвия-С» приобрела 1490,8 квадратного метра. ФГИУ определил стоимость этой площади в размере 5,4 миллиона гривен.
,,,,,,,,,,,,,,,
..............
Теперь Генпрокуратура вменяет должностным лицам ФГИУ незаконную приватизацию, которая привела к ущербу в больших размерах. «В процессе расследования уголовного дела будет решен вопрос о возвращении этих объектов в государственную собственность», — заключил заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин в своем письме народному депутату Валерию Писаренко.
_________________ Век живи век учись, а ...................
Самая большая ошибка это боязнь совершить ее!
Афоризм
... Если вы хотите завести себе кровных врагов - возьмитесь с друзьями за общее дело ...
Marina_M
Возраст: 45
Сообщения: 3344
Откуда: небольшой город Монголии
Добавлено:
Пт, 11 Апр 2008 08:13
началось.
_________________ Ничто не происходит без достаточного основания. Михаил Васильевич Ломоносов
СИМа
Сообщения: 3604
Добавлено:
Вт, 22 Апр 2008 09:34
Антиинфляционная политика: шок или терапия? 21.04.2008 11:30
Сегодня кое-кому становится все труднее удерживаться от соблазна заработать несколько политических очков, озвучивая панические прогнозы или обвиняя политических оппонентов в раздувании инфляции.
Высокая инфляция - слишком опасное для благосостояния каждого человека явление, чтобы спекулировать на этой проблематике, усиливая инфляционные ожидания.
По моему глубокому убеждению, тема инфляции должна быть выведена за рамки политической конкуренции. Обуздание этого явления уже сегодня требует скоординированных действий ветвей и органов государственной власти, всех ответственных политиков.
Среди причин нынешнего ценового всплеска эксперты, представители средств массовой информации все чаще называют непродуманную правительственную политику денежных доходов населения, а также недостаточно активные ограничительные меры со стороны НБУ. По моему мнению, акцентирование общественного внимания на этих факторах необоснованно суживает предмет анализа, оставляет вне дискуссии системные причины инфляции, и таким образом делает невозможным определение адекватных мер антиинфляционной политики.
Непредвзятый, лишенный политической окраски анализ позволяет выделить три группы факторов, сделавших инфляционный всплеск 2007-2008 годов неизбежным.
Объективные и субъективные факторы
Первое. Общемировой тенденцией последних лет является резкое повышение цен на продовольствие и энергоносители. Индекс мировых цен на продовольствие, рассчитываемый инвестиционным банком Goldman Sachs, в 2006 году вырос на 26%, в 2007-м - на 41%, в связи с чем эксперты банка ввели термин "агфляция" (резкий рост цен на аграрную продукцию). Организация Объединенных Наций предупреждает об угрозе мировой стабильности из-за роста цен на продовольствие, который в ряде стран (Египте, Йемене, Боливии, Мозамбике, Сенегале, Индонезии, Гаити, Камеруне и других) уже привел к голодным бунтам и гибели людей.
Согласно выводу представителей ООН, уже в ближайшее время может стать реальностью мировой продовольственный кризис. Использование сельскохозяйственных земель под выращивание сырья для производства биотоплива, рост потребления в Китае и Индии сокращают ресурс продовольствия.
Для Украины повышение мировых цен на продовольствие имеет два основных последствия.
Рост стоимости импортируемой продовольственной продукции.
Статистические данные постоянно фиксируют опережающий, по сравнению с физическими объемами, рост стоимостных показателей импорта продовольствия. За январь-февраль с.г. импорт живых животных и продуктов животного происхождения, в стоимостном исчислении, возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,6% (в том числе молока и молочных продуктов - на 62,8, продуктов растительного происхождения - на 52,7, жиров и масел животного или растительного происхождения - почти в 2,5 раза, готовых пищевых продуктов - на 37,3%.
"Вымывание" из внутреннего рынка продовольственной продукции отечественного производства
За этот же период экспорт живых животных и продуктов растительного происхождения из-за того, что не созданы условия для реализации внутри страны, вырос в 2,2 раза, жиров и масел животного или растительного происхождения - почти в два раза, готовых пищевых продуктов - на 52%.
Из-за ценовых диспропорций между внутренним и мировым рынками в первом квартале 2008 года значительно повысились цены на некоторые виды продукции, прежде всего на фрукты (32,6, овощи (32,5, растительное масло (26,7.
Разбалансирование внутреннего рынка продовольствия стало результатом неподготовленной либерализации внешней торговли в 2005 году, вследствие чего внутренние цены в Украине начали стремительно расти до уровня мировых.
Вступление Украины в ВТО в текущем году значительно ограничивает возможности применения защитных мер, которые бы позволили замедлить этот процесс, обеспечили бы определенный переходный период для адаптации субъектов хозяйствования. План мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий в связи со вступлением в ВТО и обеспечению повышения конкурентоспособности национальной экономики, утвержденный правительством в январе 2006 года во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2005 года, остался на бумаге.
Рост мировых цен на горючее, который украинские автомобилисты ощущают на себе едва ли не ежедневно, также является долгосрочной тенденцией. 16 апреля цена нефти побила новый рекорд, достигнув отметки 115 долл. за баррель.
Подорожание энергоносителей имеет еще одно негативное последствие - рост производственных затрат. Увеличение себестоимости обуславливает рост индекса цен производителей промышленной продукции, превышающий рост индекса инфляции (ИЦП за март 2008 года составлял 106,6%, что является наибольшим показателем с кризисного октября 1998 года). Со временем, в связи с неизбежным переходом к европейским ценам на газ, эту проблему остро почувствуют также предприятия химической промышленности, металлургии, коммунальной теплоэнергетики.
Негативные последствия повышения мировых цен усиливаются из-за кризиса на финансовом рынке США, который вызвал цепную реакцию на мировом финансовом рынке и обесценивание доллара. 16 апреля курс доллара к евро достиг очередного исторического минимума, вплотную приблизившись к отметке 1,6.
Оба процесса носят объективный характер. Средства борьбы с вызванной ими инфляцией на внутреннем рынке Украины ограничены.
Второе. Инфляция не получила бы столь заметное ускорение, если бы экономика Украины отвечала ключевым критериям рыночной. В частности, не использована возможность для прорывного наращивания производительности труда.
Конкурентные отношения являются главной предпосылкой внедрения противозатратной, а значит - антиинфляционной модели экономического развития. Зато в Украине в значительной мере распространилась монополизация национального, региональных и отраслевых рынков. Антимонопольный комитет ежегодно фиксирует многочисленные случаи злоупотребления монопольным положением, однако меры по ограничению монополизма и защите экономической конкуренции не дают сколько-нибудь ощутимых результатов.
Не менее острой системной проблемой остается неблагоприятный инвестиционный климат. Ведущиеся уже много лет дискуссии об обеспечении, в конце концов, действенной защиты права собственности, не сопровождаются соответствующими действиями на законодательном уровне, практическими мероприятиями по реализации судебной реформы и обеспечению выполнения судебных решений. По моему убеждению, сознательно блокируется принятие закона "Об акционерных обществах", что создает благоприятные условия для деятельности "рейдеров" и теневого перераспределения собственности.
Отсутствуют стимулы для системного привлечения инвестиций в украинскую экономику, модернизации и повышения конкурентоспособности ключевых отраслей, реализации широкомасштабных программ сокращения производственных затрат. Уровень промежуточного потребления (материальных затрат) в Украине значительно превышает показатель, достигнутый в 1990 году в "затратной" экономике бывшей УССР.
Важную антиинфляционную функцию в современной рыночной экономике выполняет финансовая инфраструктура, обеспечивающая стерилизацию избыточной денежной массы и ее преобразование в инвестиционный ресурс. Тем не менее ее ключевые элементы - фондовый рынок, небанковская финансовая система, в том числе страховые компании, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды - находятся в Украине в зачаточном состоянии.
Наряду с общей институционной слабостью банковской системы вызывает некоторое беспокойство ухудшение качества кредитного портфеля. Первый звонок о возможной дестабилизации банковской системы в случае рецессии прозвучал от Standard&Poors и МВФ, согласно данным которых фактическая доля проблемных кредитов составляет от 30 до 70%. Не разделяя таких оценок, должен отметить, что даже если они завышены в два или три раза, все равно есть веские основания констатировать возникновение проблем в банковской сфере.
Более серьезной считаю проблему стремительного наращивания внешней задолженности банков. Только за 2007 год сумма иностранных кредитов, привлеченных банками, возросла более чем вдвое - с 14 до 31 млрд. долл. Поскольку эти средства идут на потребительское кредитование, такая задолженность превращается в мощный инфляционный фактор, а в будущем - в серьезный риск для стабильности банковской системы.
Не меньше проблем накопилось и в секторе государственных финансов.
Налоговая система по-прежнему выполняет исключительно фискальные функции, ложась тяжким бременем на финансы субъектов хозяйствования. Отсутствует долгосрочная программа снижения налоговой нагрузки и перераспределения налоговых поступлений в пользу местного самоуправления, наоборот, централизацию финансовых ресурсов характеризует устойчивая тенденция к усилению. В то время как, например, в Италии после недавних парламентских выборов объявили о намерении сократить государственное потребление до уровня не более 40% ВВП, в Украине - развивающейся стране, где этот показатель должен быть значительно меньше, - он фактически приближается к 50%.
Концепции реформирования налоговой системы, проекты Налогового кодекса де-факто направлены на устранение отдельных недостатков, обходя вниманием ее общее несоответствие потребностям развития экономики. Стереотипы мышления разработчиков налоговой реформы блокируют любые попытки отказа от наиболее разрушительных налогов (таких, как НДС или налог на прибыль в их украинском виде), введения вместо них налогов, направленных на стимулирование повышения рентабельности и капитализации бизнеса.
Вместе с тем по вполне понятным причинам отложено в "долгий ящик" введение налога на имущество, что мгновенно восстановило бы баланс спроса и предложения на рынке недвижимости, сделало бы жилье более доступным, а значит - имело бы ощутимый антиинфляционный эффект. Понятно, что малообеспеченные граждане не должны платить этот налог. При этом граждане, владеющие квартирами, домами в несколько сотен или тысяч метров, должны внести свой вклад в утверждение социальной справедливости.
Третье. Безусловно, важную роль в раскручивании инфляции сыграли просчеты ряда украинских правительств (начиная с пенсионных экспериментов 2004 года и заканчивая социальным патернализмом 2008-го), связанные с использованием лозунга увеличения доходов населения в популистских целях. Бюджетная политика уже давно превратилась в своеобразный "театр абсурда", в котором огромные средства, изъятые из продуктивной экономики, из года в год направляются на формирование и поддержку потребительских настроений, способствуя удовлетворению безграничных аппетитов государственной бюрократии, - вместо обеспечения широкого спектра и надлежащего качества государственных услуг.
Яркий пример - нехозяйственное отношение к средствам от продажи "Криворожстали", за счет которых можно было бы решить ряд неотложных экономических проблем. Например, вполне реальной в то время была реализация проекта строительства газопровода Иран-Азербайджан-Грузия-Украина, обсуждавшийся мною во время визитов в Иран и Азербайджан. А значит, был утрачен уникальный шанс диверсифицировать источники поставок газа в Украину.
Под надуманным идеологическим предлогом бюджетные ресурсы не используются для налаживания государственно-частного партнерства в реализации стратегических инвестиционных проектов, прежде всего по развитию инфраструктуры. Вместо этого миллиардные средства вбрасываются в "черную дыру" украинской экономики - угольную промышленность, производительность которой при повышении государственной поддержки уменьшается. Промедление с разгосударствлением угольных предприятий, созданием условий для привлечения в их перевооружение частных инвестиций делают невозможным коренное улучшение технического состояния шахт, повышение безопасности труда шахтеров, за счет которого поддерживается сказочное благосостояние угольных "генералов".
К столь же негативным последствиям приводит и нынешняя система государственной поддержки агропромышленного комплекса, а точнее, посредников, паразитирующих на непосредственном производителе сельхозпродукции. Результатом именно их деятельности, наряду с бездарной государственной политикой, следует считать спад в первом квартале 2008-го (к соответствующему периоду прошлого года) производства ряда видов мясной продукции, замедление, впервые за последние годы, роста объемов производства продукции пищевой промышленности в целом.
В таких условиях, учитывая указанные выше диспропорции во внешней торговле продовольствием и собственный печальный опыт 2002-2003 годов, недопустимыми выглядят призывы к полной либерализации экспорта зерна, следствием чего будет очередной сокрушительный удар по отечественному животноводству и новый виток инфляции.
Из вышеизложенного становится понятным, что комплексная антиинфляционная политика должна включать две группы мер.
Краткосрочные меры по сдерживанию инфляции При формировании оперативного плана антиинфляционных действий нужно учесть два важных предостережения.
Во-первых, отсутствует объективное подтверждение жесткой зависимости инфляции от динамики денежной массы в обращении. За период экономического роста (2000-2007 гг.) потребительские цены выросли в 2,3 раза, в то время как денежная наличность в обращении - в 11,6 раза, денежная база ("горячие деньги") - в 11,8 раза, денежная масса - в 17,9 раза. Рост в 2002 году этих денежных агрегатов соответственно на 35,8, 33,6, 41,8% вообще сопровождался дефляцией. Активные ограничительные действия Национального банка в начале текущего года, как известно, не привели к замедлению роста потребительских цен.
Таким образом, не вызывая важного антиинфляционного эффекта, денежные рестрикции в описанных выше условиях могут повлечь сползание украинской экономики в пропасть стагфляции (сочетание высокой инфляции с рецессией) - экономического бедствия, которое необходимо предотвратить любым способом.
Уже сегодня наблюдаются признаки "охлаждения" экономической активности. Темп прироста объема выданных в экономику кредитов в первом квартале 2008 года составил только 0,1% (в первом квартале 2007-го - 6,9, в том числе потребительских кредитов - соответственно 1,4 и 8%. Процентные ставки по кредитам, в отличие от предыдущего года, за тот же период выросли на 1,4%. В отдельные дни в апреле стоимость кредитов overnight превышала 30% годовых, среднемесячная их стоимость составляла 14%, что более чем втрое выше по сравнению с прошлым годом.
Индикатором торможения инвестиционных процессов в первом квартале с.г. стало сокращение объемов строительства (на 1. Прирост производства сельскохозяйственной продукции замедлился с 0,8% за январь-февраль до 0,4% за январь-март.
Во-вторых, в условиях остродефицитного торгового баланса, отрицательное сальдо которого постоянно и динамично растет, не следует преувеличивать потенциал возможного усиления гривни.
За 2007 год отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса увеличилось в 3,7 раза и достигло 5,9 млрд. долл. Отрицательное сальдо торговли товарами преодолело рубеж в 10 млрд. долл., что вдвое превышает уровень 2006 года.
Отрицательное сальдо текущего счета пока компенсируется поступлением средств по финансовому счету (15,4 млрд. долл. в 2007 году). Но привлечение внешних ресурсов широко используется для потребительского кредитования, а значит, приобретения импортной продукции. В "сухом остатке" от этих операций остается только задолженность корпораций и банков по внешним займам.
С целью замедления инфляции, "снижения температуры" больной украинской экономики целесообразно:
1. Перейти к активной денежно-кредитной политике, что предполагает активизацию участия Национального банка на межбанковском кредитном рынке, значительное расширение объемов рефинансирования, прежде всего под кредитование инвестиционных проектов.
2. Обеспечить максимальное приближение к прогнозным ориентирам обменного курса, определенного Основами денежно-кредитной политики на 2008 год, более активно применять интервенции для нейтрализации его спекулятивных колебаний.
3. Нормативно ограничить потребительское кредитование, внедрить дифференцированные ставки резервирования в зависимости от структуры кредитного портфеля, обеспечить информирование заемщика о реальной цене кредита.
4. Внедрить с целью стимулирования сбережений новые депозитные инструменты с процентными ставками, привязанными к фактическому индексу инфляции.
5. Усилить контроль за уровнем "проблемных" кредитов, соблюдением банками показателей финансовой устойчивости.
6. При внесении изменений в государственный бюджет на 2008 год:
минимизировать размер бюджетного дефицита;
привести социальные расходы в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства и здравым смыслом;
обеспечить направление доходов от приватизации исключительно на стимулирование реализации инвестиционных программ, прежде всего в отраслях инфраструктуры;
сократить бюджетные затраты, которые носят непроизводительный характер, или по крайней мере ограничить увеличение таких затрат (к ним в условиях высокой инфляции можно отнести, вне всякого сомнения, расходы на оборону);
направить дополнительные бюджетные ресурсы на государственную поддержку тех сфер деятельности и отраслей, которые непосредственно наполняют потребительский рынок, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей;
предусмотреть выделение необходимых финансовых ресурсов для осуществления государственных закупок (интервенций) на продовольственном рынке с применением инструментов Аграрного фонда, ГАК "Хлеб Украины", государственного материального резерва.
7. В рамках норм и правил ВТО принять меры по усилению защиты внутреннего рынка с целью избежания дефицита (неконтролируемого роста цен) на отдельные виды продовольственных товаров, внедрить аукционный механизм распределения квот на их экспорт.
8. Принять неотложные меры по противодействию проявлениям злоупотребления монопольным положением, внести соответствующие изменения в законы о защите экономической конкуренции и об Антимонопольном комитете.
Перечисленные меры помогут оздоровить экономику, снизить "градус" инфляции. Тем не менее, чтобы получить долгосрочный эффект, следует вернуться к реализации системных, стратегических реформ.
Антиинфляционная стратегия
Основные положения антиинфляционной стратегии экономического развития наработаны еще в 2005 году и зафиксированы в ряде решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.
1. Обеспечение действенной защиты права собственности, улучшение на этой основе инвестиционного климата в государстве.
Для принятия закона "Об акционерных обществах", устранения разногласий между Гражданским и Хозяйственным кодексами (или, как предлагают некоторые отечественные и иностранные эксперты, упразднение Хозяйственного кодекса вообще), принятия законодательства о приватизации (новой Государственной программы приватизации и закона о Фонде государственного имущества) и т.п. не нужны сверхусилия - достаточно выполнить обязательства, взятые перед избирателями коалицией демократических сил.
Для приведения деятельности судей в соответствие с законодательством необходимо продемонстрировать на практике готовность к привлечению их к суровой ответственности за неправосудные решения.
Решение неотложных проблем в этой сфере возможно в случае формирования консолидированной позиции президента Украины и основных политических сил, как это было недавно продемонстрировано на примере уничтожения узаконенной коррупции в сфере государственных закупок.
Необходимыми условиями улучшения инвестиционного климата также являются:
осуществление мероприятий по развитию фондового рынка, налаживанию эффективной депозитарной системы, устранению серьезных недостатков в деятельности регистраторов ценных бумаг; обеспечение возможности участия физических лиц в операциях с ценными бумагами, в том числе электронными;
реализация налоговой реформы, принятие Налогового кодекса, учитывая, что пока ни один из разработанных проектов кодекса не отвечает задачам налоговой реформы.
2. Реформа топливно-энергетического комплекса
Неизбежное повышение цен на энергетические ресурсы до уровня среднеевропейских делает безальтернативной последовательную политику энергосбережения, сокращение всех составляющих материальных затрат, исключение посреднических звеньев из цепей поставок продукции производственно-технического назначения на государственные предприятия ТЭК. Рост цен на импортируемые энергоносители значительно повысит инвестиционную привлекательность отечественной угольной промышленности, для реализации потенциала которой необходимо изменить организационно-экономический механизм ее функционирования, устранить препятствия для привлечения частных инвестиций.
3. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
Формирование института собственников жилищно-коммунальной инфраструктуры, обеспечение таким образом стимулов для непосредственной заинтересованности граждан в ее развитии позволит не только сократить затраты электрической, тепловой энергии и воды, но и утвердить принципиально новое качество жизни населения.
4. Аграрная реформа
Аграрный комплекс, учитывая долгосрочную тенденцию повышения мировых цен на продовольствие, является одной из наиболее инвестиционно привлекательных сфер деятельности. Реализации его потенциала мешает промедление с введением рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Уже у немногих остались сомнения, что единственная цель торможения отмены моратория на продажу земель - это сохранение коррупционных механизмов их незаконного присвоения. Лишать уникальные украинские сельскохозяйственные земли инвестиций во имя беспринципности и ненасытности отдельных политических или бизнес-группировок - аморально и преступно.
Рыночный оборот сельскохозяйственных земель вместе с введением специальных механизмов кредитования - необходимые условия внедрения новейших технологий сельскохозяйственного производства, современного менеджмента, повышения конкурентоспособности аграрной сферы.
5. Пенсионная реформа
Реформирование пенсионной системы, активно развернувшееся в начале 2000-х годов, на сегодняшний день практически прекращено. Вместе с тем накопительная пенсионная система - это, с одной стороны, отвлечение "лишних" денег с потребительского рынка, с другой - источник "длинных" ресурсов, а значит, инвестиций, следовательно - рост производства и производительности труда. Эффективная пенсионная реформа, таким образом, будет иметь двойной антиинфляционный эффект.
6. Бюджетная реформа
Реформирование бюджетной системы должно реализоваться в направлениях снижения уровня перераспределения финансовых ресурсов через бюджет, децентрализации бюджетной системы и укрепления финансов местного самоуправления, радикального сокращения количества и обеспечения полного финансирования бюджетных программ, рационального и целевого использования бюджетных средств.
7. Административная реформа
Эффективная реализация всех других реформ невозможна без сокращения количества и повышения качества государственного управленческого персонала, который является сегодня "вещью в себе" и деятельность которого не отвечает потребностям общества.
Перефразируя народную пословицу, пора прекратить "язиком терти" и начинать "перти плуга" ради выведения нашей экономики из глухого угла, в который ее завели популизм и безответственность.
_________________ "...чтобы побеждало зло, достаточно добрым людям ничего не делать". 100% - все зависит от нас, от нашей позиции и отношения к происходящему.
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы в этом форуме Вы не можете скачивать файлы в этом форуме